суббота, 10 января 2015 г.

Set Clear Goals for Your Life.


Art: John Avon
Управление своей жизнью и временем, как и управление автомобилем, невозможно без определенных навыков и представления о месте назначения. Видеть конкретную цель и знать как ее достичь, с моей точки зрения, это наиболее важный персональный навык, который позволяет организовать не только рабочую деятельность, но и быт, и личную жизнь. За пятилетний период работы лектором в университете по профильному направлению (системный анализ и экономическая кибернетика) я убедился, что внушительное число выпускников украинских школ не имеют практических навыков целеполагания.
Всегда удивляло, что в учебных планах средних школ находится место для узкопрофильных предметов, которые далеко не всем могут пригодиться в будущем. А знания по теории принятия решений, которые, на мой взгляд, необходимы для постановки цели и поиска методов ее достижения, требуют хотя бы элементарных знаний в области системного анализа.
В качестве примера могу привести процесс подачи в ВУЗ документов, когда немалое количество абитуриентов приходят подавать документы с родителями (это не плохо, вероятно, было бы даже хорошо, если бы не одно "если") и сами при этом проявляют полное безучастие к процессу. В то же время их родители стремятся выполнить свой "родительских долг" - дать высшее образование своему чаду, даже не задумываясь, что само по себе оно не залог финансового благополучия и счастья в жизни, если навязано насильно. 
Приведу пример из личного опыта.
Офис приема документов. Я принимаю документы на специальность "Экономическая кибернетика". Прямо передо мной установлена табличка с названием специальности, а моя задача ответить на вопросы о специальности и помочь подготовить документы. Подходит к моему столику пара: мама с дочкой.
м: Здравствуйте! Сюда подавать документы на факультет менеджмента?
я: Добрый день, да, вы не ошиблись, это здесь, Вас заинтересовала экономическая кибернетика?
пауза
м: А кем потом работают ваши выпускники?
Перечисляю достоинства специальности и изучаемые предметы, среди которых, естественно, были высшая математика, статистика и пр.
м: Ой, у вас сплошная математика.
Вижу, что энтузиазм у родителя девочки стремительно падает, приближаясь к нулевой отметке. Девочка при этом рассматривает окружающих, наш разговор ее внимание обходит стороной. Пытаюсь поменять акцент на продвинутое изучение информационных технологий. Сам понимаю, что это не наш клиент. После обмена парой реплик, женщина замечает на соседнем столе табличку "Управление персоналом". В ее глазах снова появляется азартный блеск, и она направляется к соседнему столику. К сожалению, девочка не выказала интереса и к описанию другой специальности, которое представил мой коллега. В итоге они подали документы на УП (чему я был только рад), и это было решение исключительно родителя абитуриентки.
К счастью, таких абитуриентов не подавляющие большинство, но их и не настолько мало, чтобы можно было не учитывать это явление совсем.
Вполне резонный вопрос: почему выпускники школ идут получать высшее образование, не имея перед собой цели его получить?
Правильная постановка цели, на самом деле, не самая простая задача и требует соблюдения определенных правил. Цель должна быть конкретной, ясной для понимания, а главное - достижимой. В данном случае я не имею в виду уровень самоуверенности, оптимизма или пессимизма, который может повлиять на представление о перспективах, что могут вас  ожидать. Под достижимостью следует понимать принципиальную возможность достижения системой нужного состояния, без ее разрушения или значительной трансформации. Скажем, вам не нравится ваш вес, и вы хотите похудеть. "Похудеть" - это цель? Нет, это желание, вызванное чувством дискомфорта. Мы начинаем чувствовать себя неуютно, когда наши возможности не соответствуют нашим ожиданиям или принятым стандартам. Идеальный вес - расплывчатое понятия, пусть каждый себе его представляет по-своему. Важно то, что если несоответствие с "идеалом" (чаще именуемым "нормой") не дает себя проигнорировать, то вслед за желанием исправить ситуацию могут последовать конкретные действия. Для этого мы как минимум должны знать, что имеем и чего хотим, т.е. цель должна быть измеримой. Например, исходный вес 82 кг, а хочется 72. Если хочется 32, то это как раз пример недостижимой цели, так как пациент будет скорее мертв, чем жив, пока ее достигнет. Система будет разрушена. Так вот, похудеть на 10 кг - это конкретная цель? Снова нет, т.к. сделать это мгновенно невозможно, не впадая в крайности, конечно. Следовательно, это процесс, который займет некоторое время на его осуществление. Тут нужно взвесить, сколько мы можем уделить времени на достижение этой цели. В большинстве жизненных ситуаций на выполнение задач, связанных с похудением, нам придется перераспределить наше время, которое обычно уже и так плотненько разбито по различным делам. Т.е. цель должна быть согласованной с другими нашими целями. Здесь однозначно что-то приходится "подвинуть вниз" в приоритетах, а это порой бывает не только трудно, но и болезненно. Так как ритуал (привычки) имеет потрясающую силу над волей людей, следовательно, цель должна быть приемлемой для нас. Иерархии и приоритеты – это отдельная тема, которую я планирую затронуть позже. Только выяснив сколько времени мы можем уделить для достижения поставленной цели мы поймем достижима ли она.
Самое главное, не следует забывать, что мы люди и живем среди подобных нам "человеков", а значит в любой момент можно ожидать чего угодно, а скорее всего того, что ты и не думал ожидать. Это так называемый человеческий фактор, который делает нашу жизнь слабо прогнозируемой, но в тоже время такой неповторимой и восхитительной. А для того, чтобы непредвиденные обстоятельства не были причиной огорчений, стресса или краха всего мероприятия, цель должна быть гибкой и способной корректироваться в соответствии с изменяющимися обстоятельствами.

Если смотреть на свои желания через призму перечисленных критериев, то увидеть цель будет намного легче.

Комментариев нет:

Отправить комментарий