воскресенье, 18 января 2015 г.

Немного статистики

И как же без статистики и реальных чисел? Хотя, вспоминая небезызвестную цитату: "There are three kinds of lies: lies, damned lies, and statistics", авторство которой обычно приписывают Марку Твену. Но с авторством пусть разбираются биографы, сама же формулировка великолепна! 
---
Проблемы достижения одновременной однородности генеральной совокупности и репрезентативности выборки до сих пор не имеют идеального решения ни в одной теории, представленной различными школами статистики. Интересное обобщение данного вопроса представлено в монографии Швыркова В.В. «Тайна традиционной статистики Запада».
---
Но я отвлекся от темы. Пару лет я вел предмет "Системы поддержки принятия решений" (СППР). Одним из вопросов, который изучался в рамках данной дисциплины, было построение ментальных моделей/карт. Данная технология называется mind mapping. Разработана она была by Tony Buzan. Детально с этой методологией можно ознакомиться по ссылке: mind-mapping . Если коротко, смысл mind mapping в том, чтобы представить изучаемое явление или процесс графически в виде дерева с радиальной структурой. В центре карты размещается главная идея (например, глобальная цель), а на ветвях - связанные с ней идеи (подцели, альтернативы, решения).
  Данная идеология имеет множество достоинств, с которыми можно ознакомиться, например, в книгах ее автора. Но одним из ключевых, на мой взгляд, является представление информации в кратком и ассоциативно-понятном виде. Чтобы это продемонстрировать, приведу пример ментальной карты конспекта, построенной по моей предыдущей заметке.

Очевидным является факт, что на извлечение информации из данного рисунка будет затрачено намного меньше времени, чем на ознакомление с исходным текстом. Вполне вероятно, что и в плане восприятия рисунок выигрывает у местами запутанного текста.
Заданием студентов было разработать ментальную карту, в центре которой размещен смысл жизни (персональный для студента, никаких попыток найти альтернативу ответу "42"). В более простом варианте ментальная карта должна была отразить планы студента на ближайшие 10 лет. На выполнение работы отводилась неделя, в течение которой можно было детальней ознакомиться с технологией построения и потренироваться в составлении ментальных карт. Обе эти задачи в целом нетривиальны и требуют глубокого анализа.
Логично предположить, что не в моей компетенции давать оценку содержательной части "смысла жизни" или целей других людей. Поэтому оценивание проводилось по формальному признаку, а именно оценивалась структура самой карты: количестве ветвей/идей на каждом уровне, количество уровней (глубина), логика причинно-следственных взаимосвязей в образованной структуре.
В моделях было представлено*:
  более 1 ветви нулевого** уровня в 100 % работ.
  более 2 ветвей нулевого уровня в 84,37 % работ.
  более 3 ветвей нулевого уровня в 53,12 % работ.
  более 4 ветвей нулевого уровня в 14,06 % работ.
  более 5 ветвей нулевого уровня в 4,68 % работ.
Количество уровней в модели:
  содержит минимум один уровень 100 %
  более оного уровня 54,68 %
  более двух уровней 28,12 %
  более трех уровней 14,06 %
  более четырех уровней 3,12 %

*В анализе использованы результаты 64-х индивидуальных работ студентов третьего курса очной и заочной формы обучения.
** ветвь нулевого уровня - ветвь, исходящая из центра; ветвь первого уровня - ветвь, ответвляющаяся от ветви нулевого уровня и т.д.

 Следует отметить, что "недостаток" ветвей на каждом из уровней, может быть компенсирован глубиной дерева, но это совсем другая история.
Что получили на выходе? Более половины работ содержали модель достаточно простой/стандартной структуры: в один или два уровня глубиной, с не более чем четырьмя ветвями нулевого уровня и в среднем двумя ответвлениями от более отдаленных ветвей.
Даже для стратегии на ближайшие 10 лет, не говоря о смысле жизни, этого недостаточно для того, чтобы говорить о комплексном представлении/понимании проблемы/задачи. Следует подчеркнуть, что в то же время с задачами описания характеристик знакомых объектов (для каждого студента индивидуально), например, своего хобби, студенты справлялись с лучшим результатом.
Отсутствие четкого понимания своих целей на будущее и стратегий их достижения выступает одной из причин того, что лишь малая часть выпускников ВУЗов устраивается работать по своей специальности. Резонно предположить, что это и причина низкой эффективности их дальнейшей работы, а как следствие и общая неудовлетворенность своей жизнью. Цепочку последствий можно еще продолжать и продолжать - это отдельная тема.
Формирование системного мышления - исключительно важная задача, решение которой должно иметь свое начало еще в начальной школе. Резонно будет заметить, что ребенок копирует поведение своих родителей, которые являются неоспоримым авторитетом для него. Это факт. Но для того, что бы впитать от родителей такие черты, как последовательность в осуществляемых действиях, логическое обоснование и взвешенность принимаемых решений, они, как минимум, должны присутствовать у самих родителей. Очевидно, что в данных условиях для достижения ощутимого эффекта не обойтись без реформ в политике министерства образования.


Комментариев нет:

Отправить комментарий